Эквалайзер: как настроить и зачем он нужен?

Эквалайзер — инструмент, который требует осознанного подхода. Если ты не знаешь, какой результат хочешь получить, лучше не включай его! Вот основные задачи, для которых используется EQ:

На что обратить внимание при выборе референса

Подчеркиваем особенности тембра

Каждый звук занимает диапазон от 20 Гц до 20 кГц, но есть частоты, которые «делают» этот звук уникальным.

Пример:
Бочка может содержать частоты по всему спектру, но ее «душа» — в низах. Усилив этот диапазон, ты подчеркнешь её характер.

Как найти нужную частоту:
Используй эквалайзер с узкой полосой (колокольчиком), увеличь частоту на +10-12 дБ и проведи по всему диапазону. Слушай, где звук становится наиболее выразительным — это и есть ключевая зона.

Меняем характер звука

Эквалайзер позволяет трансформировать звук, изменяя его роль в миксе.

Пример:
Если у бочки убрать низкие частоты, останется лишь щелчок, напоминающий перкуссию или хэт. Этот подход активно используется в саунд-дизайне для создания необычных звуков.

Важно: изменяя характер звука, ты меняешь его изначальную функцию. Будь готов, что инструмент больше не будет играть свою привычную роль.

Устранение частотных конфликтов

Когда несколько инструментов работают в одном частотном диапазоне, они начинают «бороться» за место.

Пример:
Частая ситуация — конфликт между бочкой и басом.

Решение:
  • Определи, что будет выше, а что ниже.
  • Подними, например, 80 Гц для бочки и 150 Гц для баса (или наоборот).
  • При необходимости сделай вырез в одной из зон, но без фанатизма, чтобы не навредить звучанию.

Сколько дБ изменять?

  • Лёгкие корректировки: ±2–3 дБ обычно достаточно для подчёркивания особенностей тембра.
  • Сильное изменение: ±6 дБ и больше может радикально поменять характер звука, что уместно для трансформации или саунд-дизайна.
❗Если ты не слышишь изменений при настройках меньше ±6 дБ, это может говорить о двух вещах:
  • Тебе нужно тренировать слух.
  • Твоя мониторная система не позволяет точно оценивать нюансы.

Эквалайзер — мощный инструмент для работы со звуком. Он помогает не только подчёркивать характерные особенности, но и изменять их. Используй его осознанно, учитывая задачу, и не забывай, что важнее всего — твой слух и понимание роли каждого инструмента в миксе.
Хочешь создавать бомбические треки, но не знаешь, что делать? Опытный саундпродюсер расскажет тебе, с чего начать, каких ошибок избегать и как поймать вдохновение.
Я сделала видеокурс. Каждый урок - это наглядная иллюстрация всего рабочего процесса, который проходит трек от начала сведения и до конца мастеринга.
Создание музыки, сведение, мастеринг, beatmaking/биты и инструменталы, запись вокала.
Смотрите ещё
Полезные разделы сайта
Статьи, уроки о музыкальном продакшене. Про сведение, мастеринг и аранжировку.
Я сделала видеокурс. Каждый урок - это наглядная иллюстрация всего рабочего процесса, который проходит трек от начала сведения и до конца мастеринга.
Простые видеоуроки по музыкальному продакшену, сведению и мастерингу, созданию треков и аранжировок
Подробно про автора сайта. Кто такая Paulina Steel.
Если вы хотите овладеть всем инструментарием звукорежиссуры, нуждаетесь в подробном разборе своего трека по вопросам саунда и аранжировки, или хотите услышать советы по композиции для своих работ, то индивидуальная консультация - для вас!
Слушайте мои работы в разделе "Портфолио"
Связаться со мной