Сведение баса и бочки

Сведение баса и бочки — вопрос, не дающий покоя большинству юных (и не очень) звукарей при микшировании трека. Именно эти элементы создают основу ритм-секции и несут низкочастотный заряд бодрости, поэтому так важно не просадить их с одной стороны, а с другой — добиться транслируемости на различных аудио-устройствах. Каждый случай всегда уникален, таков и должен быть подход. А я в свою очередь могу дать несколько рекомендаций на основе моего опыта:

Рекомендации по сведению баса и бочки

1. Баланс уровней громкости

Убедитесь, что уровни громкости бочки и баса сбалансированы. Некоторые считают, что обычно бочка должна быть чуть громче баса, чтобы сохранить акцент на ударе, но не факт. ​​

2. Использование эквалайзера (EQ)

Очищение частот: Используйте эквалайзер, чтобы устранить конфликт между частотами баса и бочки. Некоторые считают, что хорошо делать двояковогнутую контрастную эквализацию. Например:
  • Урезать низкие частоты (например, около 60–80 Гц) у баса, если в этой области доминирует бочка.
  • Усиливать средние частоты баса (около 120–200 Гц), чтобы он стал более читаемым.
Я же считаю, что в большинстве случаев достаточно сделать изменения только в одном из сигналов.
Плюс надо иметь в виду, что зачастую основная энергия бочки находится в диапазоне 70–90 Гц, щелчок — в районе 2–5 кГц​​, а бас бывает гундосым и противным в районе 200-250 Гц.

3. Sidechain-компрессия

Используйте сайдчейн-компрессию на басу, чтобы он "утопал" при каждом ударе бочки. Это помогает избежать конфликтов и часто улучшает грув композиции.

4. Панорамирование

Бочка и бас традиционно располагаются по центру в миксе. Это помогает создать ощущение стабильной читаемости ритм-секции​​. Однако, бас в электронной музыке часто бывает симметрично широким.

5. Пространственная обработка

  • Используйте реверберацию с аккуратностью на басу и бочке, чтобы сохранить их плотность и фокус. Иногда лучше оставить их вообще сухими. Особенно, если композиция в быстром темпе, ведь иначе хвосты отражений будут накладываться друг на друга и дадут грязь.
  • Бас может быть обработан эффектами для создания широкой стереокартины, но низкие частоты неплохо оставлять в моно. То есть можно использовать многополосный стерео-имиджер, типа Izotope Ozon. А если речь идет про обработку эффектов на басу (reverb, delay, doubler и т. д.), то в них можно резать низ до 200-300 Гц.

6. Динамическая обработка

Компрессия:
  • Компрессируйте бочку, чтобы подчеркнуть атаку и выровнять её звучание. Как правило неплохо работают быстрые параметры атаки 2-10 мс.
  • Для живого баса используйте мягкую компрессию, чтобы контролировать его динамику, но не убить живость игры. Для более поджарых басов можно применять более активное сжатие с атакой 20-35 мс.

7. Проверка в миксе

После обработки убедитесь, что бас и бочка хорошо интегрированы в общий микс, не перекрывают другие инструменты и создают ритмическую основу трека. В идеале, если слушая бас и бочку, вам хочется пританцовывать или щелкать пальцами в такт, независимо от стиля композиции.

Советы по финализации

При финальном прослушивании обращайте внимание на то, как бочка и бас звучат на различных устройствах (наушники, мониторы, бытовые колонки). Это поможет убедиться, что их баланс сохраняется на всех системах воспроизведения. Если вы подготавливаете микс для небольших акустических систем (торговые центры, рестораны и т. п.), то создать иллюзию присутствия низов в миксе помогут басовые энхансеры — психоакустические приборы, добавляющие низ на слух, но не по цифрам. Из таких один из самых известных Rbass от Waves.
И, разумеется, если у вас есть конкретный референс, его анализ может помочь уточнить ваши действия на сведении.
Хочешь создавать бомбические треки, но не знаешь, что делать? Опытный саундпродюсер расскажет тебе, с чего начать, каких ошибок избегать и как поймать вдохновение.
Я сделала видеокурс. Каждый урок - это наглядная иллюстрация всего рабочего процесса, который проходит трек от начала сведения и до конца мастеринга.
Создание музыки, сведение, мастеринг, beatmaking/биты и инструменталы, запись вокала.
Смотрите ещё
Полезные разделы сайта
Статьи, уроки о музыкальном продакшене. Про сведение, мастеринг и аранжировку.
Я сделала видеокурс. Каждый урок - это наглядная иллюстрация всего рабочего процесса, который проходит трек от начала сведения и до конца мастеринга.
Простые видеоуроки по музыкальному продакшену, сведению и мастерингу, созданию треков и аранжировок
Подробно про автора сайта. Кто такая Paulina Steel.
Если вы хотите овладеть всем инструментарием звукорежиссуры, нуждаетесь в подробном разборе своего трека по вопросам саунда и аранжировки, или хотите услышать советы по композиции для своих работ, то индивидуальная консультация - для вас!
Слушайте мои работы в разделе "Портфолио"
Связаться со мной