Что такое кривые Флетчера-Мэнсона (кривые равной громкости)?

Кривые Флетчера-Мэнсона — это представление особенностей человеческого слуха, показывающее, как мы воспринимаем громкость звуков разной частоты при различном уровне звукового давления. Исследования этих ученых выявили важные нюансы слухового восприятия, которые активно используются в звукорежиссуре и музыкальной практике. Я постараюсь рассказать просто и понятно о том, что тут особенно важно.
Кривые Флетчера-Мэнсона

Основные выводы о восприятии громкости

Разные частоты воспринимаются по-разному

При одинаковом уровне громкости низкие и высокие частоты слышатся тише, чем средние.

Чувствительность человеческого слуха к частотам

Ухо человека лучше всего воспринимает частоты в диапазоне от 1 до 5 кГц (особенно 2–4 кГц). Низкие и высокие частоты воспринимаются хуже, поэтому для их комфортного восприятия требуется большее звуковое давление.

Линейность восприятия звука при разных уровнях громкости

При увеличении громкости (от 97 до 103 дБ) восприятие частот становится более равномерным. Например, звук с частотой 1 кГц и уровнем 20 дБ воспринимается как равный по громкости звуку на 90 Гц уровнем 55 дБ.

Практическое применение кривых Флетчера-Мэнсона

Как сводить музыку на средней громкости

Во время сведения музыки звукорежиссеры чаще работают на умеренной громкости. Это означает, что диапазон 2–4 кГц будет казаться более ярким и чётким, чем низы или верха. Из-за этого:
  • Может возникнуть желание усилить низкие или высокие частоты.
  • Чтобы лучше контролировать низкие частоты, полезно временно увеличить громкость мониторинга. На высокой громкости восприятие частот становится более линейным, и дополнительная обработка низов может оказаться ненужной.

Особенности работы с бытовой акустикой

  • Многие устройства, такие как телевизоры, портативные колонки или наушники, имеют отклонения от линейной АЧХ.
  • Эти устройства часто используют тон-компенсацию, добавляя низы и верха на низкой громкости. Это делает звук более комфортным для обычных слушателей. Однако алгоритмы тон-компенсации не всегда точно соответствуют кривым Флетчера-Мэнсона.
⚠️ Вывод: сведение и мастеринг лучше проводить на профессиональных мониторах с максимально линейной АЧХ, а не на бытовой акустике.

Чувствительность к верхней середине и её влияние на микс

  • Диапазон верхней середины (1–5 кГц) наиболее критичен для восприятия, так как это зона максимальной чувствительности слуха и диапазон человеческой речи.
  • Если переборщить с громокостью в этом диапазоне, звук может стать раздражающим.

АЧХ ваших любимых треков и её особенности

  • Музыка с идеально линейной АЧХ может казаться скучной и лишённой жизни. Это связано с тем, что восприятие звука у человека субъективно.
  • Интересно изучить АЧХ ваших любимых треков: скорее всего, их частотный баланс адаптирован к особенностям человеческого слуха, с небольшими акцентами в ключевых зонах. Однако, следует понимать, что в зависимости от эпохи создания трека и его стиля меняются и его частотные преференции.

Рекомендации для звукорежиссёров

Контроль низких частот при сведении

При том, что сведение базово проходит на средней громкости, стоит иногда поднимать громкость прослушивания на время, чтобы точнее оценить низкие частоты.

Работа с верхней серединой для улучшения читаемости

Акцентируйте инструменты в диапазоне 2–4 кГц для улучшения читаемости, но избегайте чрезмерности.

Проверка микса на разных уровнях громкости

Прослушивайте трек на разных уровнях звукового давления, чтобы проверить его восприятие.

Анализ звучания на различных устройствах

После сведения проверьте, как трек звучит в наушниках, в затычках или на колонках в авто, чтобы убедиться в его транслируемости.
Хочешь создавать бомбические треки, но не знаешь, что делать? Опытный саундпродюсер расскажет тебе, с чего начать, каких ошибок избегать и как поймать вдохновение.
Я сделала видеокурс. Каждый урок - это наглядная иллюстрация всего рабочего процесса, который проходит трек от начала сведения и до конца мастеринга.
Создание музыки, сведение, мастеринг, beatmaking/биты и инструменталы, запись вокала.
Смотрите ещё
Полезные разделы сайта
Статьи, уроки о музыкальном продакшене. Про сведение, мастеринг и аранжировку.
Я сделала видеокурс. Каждый урок - это наглядная иллюстрация всего рабочего процесса, который проходит трек от начала сведения и до конца мастеринга.
Простые видеоуроки по музыкальному продакшену, сведению и мастерингу, созданию треков и аранжировок
Подробно про автора сайта. Кто такая Paulina Steel.
Если вы хотите овладеть всем инструментарием звукорежиссуры, нуждаетесь в подробном разборе своего трека по вопросам саунда и аранжировки, или хотите услышать советы по композиции для своих работ, то индивидуальная консультация - для вас!
Слушайте мои работы в разделе "Портфолио"
Связаться со мной