Как выбирать референсный трек

Достичь идеального звучания невозможно. Почему же так происходит?
Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда сводите трек, и он звучит отлично. Но как только композиция воспроизводится на другой акустической системе, как часто возникают проблемы: вдруг бас становится гудящим, средние частоты исчезают, или реверберация начинает выпирать, разрушая целостность трека?
Или, наоборот, вы добились звучания, которое стабильно хорошо воспроизводится на всех ваших колонках и наушниках. Но стоит включить вашу работу после треков известных исполнителей, как вы осознаёте, что результат уступает профессиональным миксам. Как этого избежать? Ответ прост: нужно работать с референсными треками — проверенным инструментом всех звукорежиссёров.
В этой статье я расскажу, как правильно использовать референсные треки и, что важнее, как выбрать подходящий референс. От выбора референса зависит до половины успеха сведения!

На что обратить внимание при выборе референса

Определение стиля и настроения трека

Если вы создаёте композицию в жанре house, ваш референс должен быть в том же жанре. Пишете trance? Выбирайте аналогичный трек. Если работаете в ретро-стиле, подойдут произведения из 80-х.
Затем учитывайте настроение вашей композиции. Например, рок-баллада может быть романтичной или мрачной — это зависит от инструментального состава, аранжировки и партий. Референс должен соответствовать этим чувственным смыслам.

Инструментальный состав и партии

Проанализируйте свой трек: сколько в нём инструментов и какие именно. Затем найдите референс с аналогичным составом. Также обратите внимание на плотность и динамику игры: быстрые ли партии, медленные, насыщенные или минималистичные? В идеале у референса должно быть сходное исполнение партий, а не только инструментальный состав.

Роли инструментов и пространственное расположение

Каждый инструмент выполняет свою задачу: гитара, например, может быть соло-инструментом или частью аккомпанемента, и это влияет на её обработку. Соло-гитара обычно звучит ближе, часто по центру и в моно. Аккомпанемент, напротив, может быть панорамирован влево или вправо, занимая широкое стереополе. Стоит проанализировать инструменты референса на предмет, как близко или далеко они находятся и какими обработаны эффектами.

Характер вокальной подачи

Если ваш трек включает вокал, выберите референс с аналогичным типом вокала. Для мужского вокала берите треки с мужским исполнением, для женского — с женским. Хотя это не закон, и иногда референс с вокалистом другого пола тоже вполне может подойти. Анализируйте манеру исполнения: спокойная или напряжённая, весёлая или меланхоличная? Референс должен иметь ту же вокальную подачу, потому что из Анжелики Варум не сделаешь Ирину Аллегрову.

Обязательно обращайте внимание на качество референсного трека. Используйте записи известных и авторитетных исполнителей в форматах с минимальной компрессией, таких как .WAV, .FLAC или .MP3 320 кбит/с.

Тестирование на разных системах

Чем больше акустических систем вы используете для проверки своего трека, тем лучше. Каждая система, независимо от стоимости, воспроизводит звук по-своему. Даже профессиональные студийные мониторы, несмотря на их плюс-минус ровный частотный диапазон, могут варьировать качество воспроизведения. А бытовая акустика или наушники ещё больше приукрашивают или изменяют звук.

Итог: ни одна система не покажет, как точно должен звучать ваш трек, к сожалению или счатью. Поэтому цель состоит не в достижении идеала, а в том, чтобы композиция звучала приблизительно одинаково на всех устройствах, сохраняя свои опорные моменты, настроение и грув.
Хочешь создавать бомбические треки, но не знаешь, что делать? Опытный саундпродюсер расскажет тебе, с чего начать, каких ошибок избегать и как поймать вдохновение.
Я сделала видеокурс. Каждый урок - это наглядная иллюстрация всего рабочего процесса, который проходит трек от начала сведения и до конца мастеринга.
Создание музыки, сведение, мастеринг, beatmaking/биты и инструменталы, запись вокала.
Смотрите ещё
Полезные разделы сайта
Статьи, уроки о музыкальном продакшене. Про сведение, мастеринг и аранжировку.
Я сделала видеокурс. Каждый урок - это наглядная иллюстрация всего рабочего процесса, который проходит трек от начала сведения и до конца мастеринга.
Простые видеоуроки по музыкальному продакшену, сведению и мастерингу, созданию треков и аранжировок
Подробно про автора сайта. Кто такая Paulina Steel.
Если вы хотите овладеть всем инструментарием звукорежиссуры, нуждаетесь в подробном разборе своего трека по вопросам саунда и аранжировки, или хотите услышать советы по композиции для своих работ, то индивидуальная консультация - для вас!
Слушайте мои работы в разделе "Портфолио"
Связаться со мной