Ошибки при обработке вокала и как их избежать

Со временем задачи мастеринга трансформируются и претерпевают некую эволюцию. Раньше основное внимание уделялось альбомной концепции, где треки сочетались между собой. Сегодня акцент сместился на синглы, которые звучат как часть стриминговых плейлистов.
Переход от физических носителей (диски, пластинки) к стримингу расширил контекст прослушивания. Трек должен звучать достойно не только внутри альбома, но и в плейлисте рядом с работами других артистов, включая соседство с треками разных жанров.

Не выбран лучший дубль

Не выбран лучший дубль

Правильный монтаж – залог успеха. Вокальная партия редко записывается целиком, обычно трек разбивается на фрагменты (куплеты, припевы) и записывается в несколько дублей. Монтаж может быть разным: от выбора лучшего дубля целого фрагмента до компиляции из отдельных слов или даже звуков. Игнорирование этого процесса резко снижает качество итогового результата.

Полностью удалено дыхание

Голос без дыхания звучит неестественно и пластмассово. Убирать его полностью нельзя в стилях, где много живых инструментов или исполнение должно быть крайне эмоциональным. Важно сбалансировать уровень громкости дыхания, чтобы оно не было слишком навязчивым, но при этом оставалось органичным.

Чрезмерный тюнинг или его отсутствие

Переусердствовав с тюнингом, вы рискуете превратить вокалиста в "робота". Однако полный отказ от обработки тоже недопустим, особенно в электронной аранжировке, где идеальная интонация инструментов подчеркивает даже мелкие ошибки вокалиста.

Даблтреки без тюнинга

Даже небольшое расхождение в высоте (даже в пределах пары центов) между дабл-треками и лид-вокалом может вызвать диссонанс. Все даблы должны быть тщательно оттюнены.

Отсутствие синхронизации даблов и бэк-вокалов

Дабл-треки и бэк-вокалы должны быть выровнены с лид-вокалом по длительности слогов, по началу и окончанию звуков, а также по дыханию. Несинхронизированные партии ухудшают читаемость текста и общую гармонию микса.

Гнусавость и мутность в звуке

Гнусавость возникает из-за частотного превышения в диапазоне 200–300 Гц. У большинства вокалистов эти частоты требуют коррекции, но осторожной, чтобы не испортить общий тембр.

Чрезмерная эквализация

Эквализация свыше ±6 дБ может сделать вокал плоским или резким. Голос – один из самых "живых" инструментов в миксе, поэтому любые изменения должны быть деликатными.

Перекомпрессия

Чрезмерная компрессия уничтожает динамику вокала, делая его неестественным. Для обработки вокала редко требуется компрессия сильнее 6 дБ. Пережатый сигнал тяжело усадить в микс, особенно если трек эмоционально насыщенный.

Избыток реверберации и дилея

Излишние эффекты, особенно на непрофессиональном вокале, звучат дешево и отдаляют голос от музыкального сопровождения. Реверб и дилэй должны быть аккуратно дозированы, чтобы подчеркнуть вокал, а не заглушить его.

Эффекты через insert, а не send

Если трек содержит дабл-треки и бэк-вокалы, важно помещать их в то же пространство, что и основной вокал. Для этого реверберация и другие пространственные эффекты должны обрабатываться через send, а не insert, регулируя корректный уровень подмешивания эффектов. Хотя если у вас мощный компьютер, и вам не лень копировать и отруливать эффекты через insert, так тоже можно.

Одинаковая обработка лид-вокала и бэков

Лид-вокал должен выделяться, быть ярче и четче. Бэк-вокалы и даблы не должны конкурировать с ним по яркости и четкости, поскольку их задача – поддерживать лид. Используйте разные настройки эквалайзера, компрессора и пространственных эффектов для лид- и бэк-вокалов.
Хочешь создавать бомбические треки, но не знаешь, что делать? Опытный саундпродюсер расскажет тебе, с чего начать, каких ошибок избегать и как поймать вдохновение.
Я сделала видеокурс. Каждый урок - это наглядная иллюстрация всего рабочего процесса, который проходит трек от начала сведения и до конца мастеринга.
Создание музыки, сведение, мастеринг, beatmaking/биты и инструменталы, запись вокала.
Смотрите ещё
Полезные разделы сайта
Статьи, уроки о музыкальном продакшене. Про сведение, мастеринг и аранжировку.
Я сделала видеокурс. Каждый урок - это наглядная иллюстрация всего рабочего процесса, который проходит трек от начала сведения и до конца мастеринга.
Простые видеоуроки по музыкальному продакшену, сведению и мастерингу, созданию треков и аранжировок
Подробно про автора сайта. Кто такая Paulina Steel.
Если вы хотите овладеть всем инструментарием звукорежиссуры, нуждаетесь в подробном разборе своего трека по вопросам саунда и аранжировки, или хотите услышать советы по композиции для своих работ, то индивидуальная консультация - для вас!
Слушайте мои работы в разделе "Портфолио"
Связаться со мной